Опубликовано 21 апреля 2017 в 13:37

30 марта 2017 года в стенах Института физиологии им. И.П. Павлова Российской академии наук состоялась научно-практическая конференция с международным участием «Организация и содержание обучения детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в условиях детского дома-интерната: опыт, результаты, перспективы». Инициатором проведения подобного мероприятия стала ГБОУ школа № 25 Петроградского района Санкт-Петербурга. Партнёрами выступили научно-образовательный центр «Биологические и социальные основы инклюзии» ФГБУН Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН и частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Социальная школа Каритас».



Конференция была посвящена пятилетнему опыту обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития, проживающих в детских домах-интернатах, сотрудничеству с учреждениями социального обслуживания (детскими домами-интернатами) и некоммерческими общественными организациями.

Прошедшее мероприятие объединило специалистов разного профиля: учителей, психологов, логопедов из образовательных учреждений Санкт-Петербурга, обучающих детей из детских домов, специалистов из некоммерческой общественной организации, а также специалистов из Республики Беларусь, Германии, Швейцарии.

На конференции рассматривались общие и частные вопросы организации системы образования детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития:

- представлена ретроспектива организации образовательного процесса от первых шагов до нынешних достижений;

- представлен опыт отдельных образовательных учреждений по сотрудничеству с учреждения социального обслуживания (детскими домами-интернатами);

- представлен опыт практической работы специалистов образовательных учреждений.

Пленарное заседание приветственным словом открыла Елена Александровна Огородникова, кандидат биологических наук, руководитель научно-образовательного центра «Биологические и социальные основы инклюзии» ФГБУН Института физиологии им. И.П. Павлова РАН.

Марина Николаевна Андреева, начальник отдела образования администрации Петроградского района Санкт-Петербурга, также приветствовала участников и гостей конференции.

Виктор Васильевич Мамаев, директор ГБОУ школы № 25 до 2016 года, Светлана Юрьевна Мамонова, директор по внешним связям СПб БОО «Перспективы», Вероника Андреевна Кузьмина, директор по сопровождению программы «Дети вне семьи» СПб БОО «Перспективы», и Попова Елена Александровна, координатор подразделения программы «Дети вне семьи» СПб БОО «Перспективы», в последовательных выступлениях представили опыт построения организационно-педагогических условий для реализации процесса обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Так же в рамках пленарного заседания были представлены доклады методиста ГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» г.Пскова, Рудаковой Елены Анатольевны о практике введения ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью и Лисовской Татьяны Викторовны – кандидата педагогических наук, доцента, ведущего научного сотрудника лаборатории специального образования научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, об организации и содержании непрерывного образования детей и взрослых с инвалидностью, проживающих в домах-интернатах (опыт Республики Беларусь).


В научно-практической части конференции слушателям, помимо опыта Санкт-Петербургских учреждений, был представлен опыт работы зарубежных коллег: Кристель Манске – профессор, доктор педагогики, психологии и философии, руководитель Института развития функциональных систем мозга, Гамбург, Германия представила доклад «Инклюзия как обучение в зоне ближайшего развития»; Кристина Йени – эрготерапевт, Швейцария рассказывала о принципах организации образовательной среды для ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития.

ВСЕ ФОТОГРАФИИ


Участниками конференции было принято решение принять резолюцию по итогам пятилетнего периода обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.


ВИДЕОКОНТЕНТ

Вступительное слово Петровой А.Б., и.о директора ГБОУ школы №25 Петроградского района Санкт-Петербурга.

Приветственное слово Огородниковой Е.А., кандидат биологических наук Института физиологии и гигиены имени Павлова И.П.

Приветственное слово Андреевой М.Н., начальник Отдела образования Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга

Приветственное слово Мамаева В.В.. доцент кафедры Общей и специальной педагогики Института специальной педагогики и психологии, методист ГБОУ школы №25 Петроградского района Санкт-Петербурга, директор школы до 2016 года.

Приветственное слово Маргарет фон де Борх,президента благотворительной организации «Перспективы».

Мамонова Светлана Юрьевна, директор по внешним связям СПб БОО «Перспективы», Санкт-Петербург. Итоги 5 лет обучения детей в детском доме-интернате №4: роль благотворительной организации «Перспективы».

Кузьмина Вероника Андреевна, директор по сопровождению программы «Дети вне семьи» СПб БОО «Перспективы», Санкт-Петербург. Итоги 5 лет обучения детей в детском доме-интернате №4: роль благотворительной организации «Перспективы».

Попова Елена Александровна, координатор подразделения программы «Дети вне семьи» СПб БОО «Перспективы», Санкт-Петербург. Итоги 5 лет обучения детей в детском доме-интернате №4: роль благотворительной организации «Перспективы».

Артамонова Анна Юрьевна, директор ЧОУ ДПО «Социальная школа Каритас», Санкт-Петербург. Опыт развития технологий альтернативной и дополнительной коммуникации в учреждениях г. Санкт-Петербурга.

Рудакова Елена Анатольевна, методист Центра Лечебной Педагогики и дифференцированного обучения Псковской области. Организация образования на основе специальной индивидуальной программы развития в контексте ФГОС.

Лисовская Татьяна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории специального образования научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, Минск, Республика Беларусь. Организация и содержание непрерывного образования детей и взрослых с инвалидностью, проживающих в домах-интернатах (опыт Республики Беларусь).

Рабзова Татьяна Юрьевна, заместитель директора ГБОУ школы № 25 Петроградского района Санкт-Петербурга по учебно-воспитательной работе. Особенности организации учебно-воспитательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях интернатного учреждения.

Кристина Йенни (Christine Jenni), эрготерапевт, Фраубруннен (Берн), Швейцария. Школьное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: деятельность и задачи эрготерапевта в составе мультидисциплинарной команды.

Кристель Манске (Christel Manske), профессор, доктор педагогики, психологии и философии, руководитель Института развития функциональных систем мозга, Гамбург, Германия. Инклюзия как обучение в зоне ближайшего развития.

Интервью с Кристиной Йенни и Кристель Манске 

Сыроватко Марина Валерьевна– педагог-психолог, руководитель школьной Службы сопровождения ГБОУ школы № 25Петроградского района Санкт-Петербурга. Деятельность Службы сопровождения при планировании и реализации содержания образования для учащихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.


Текст Омарова О.Н., Рабзова Т.Ю.; фотографии Бойченко Р.А.; видеосъемка Бойченко Р.А.